Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закрытие реестра аэрофлот в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доступно по подписке от 333 ₽/мес
Оформить подписку Сколько можно было бы заработать, если бы вы купили акции перед отсечкой три года назад. Расчеты покажут процент роста котировки, накопленные дивиденды за 3 года и итоговое значение. Подойдёт долгосрочным инвесторам, в том числе и на ИИС.
Инвест идеи аналитиков Аэрофлот
Прогноз | Потенциал | Дата | Аналитики |
---|---|---|---|
░░░░ | ░░░░ | 29 мар 2023 | Риком-Траст |
░░░░ | ░░░░ | 21 дек 2022 | БКС Мир Инвестиций |
░░░░ | ░░░░ | 21 дек 2022 | Сбер Инвестиции |
░░░░ | ░░░░ | 8 сен 2022 | Экспо Инвестиции |
Низкие дивиденды «Аэрофлота» ограничат потенциал акций в этом сезоне 2021 года
Инвестиционная идея
Аэрофлот – один из крупнейших авиаперевозчиков в России с выручкой 612 млрд руб. в 2020 г. и долей на рынке около 40%. Сеть маршрутов охватывает 57 стран мира и 173 регулярных направлений.
Мы сохраняем рекомендацию по акциям Аэрофлот «держать» и целевую цену 111 руб. на фоне ожиданий восстановления прибыли в этом году. В перспективе 12 месяцев потенциал акций AFLT умеренный,
11%. в перспективе 12 мес.
- Операционные результаты за 2020 год указывают на экспансию бизнеса – рост пассажиропотока, авиапарка, новые направления полетов, небольшое увеличение рыночной доли, но финансовый отчет слабый. Прибыль акционеров упала на 71%, до 6,6 млрд.руб.
- Прогнозы на этот год предполагают восстановление прибыли до 19 млрд.руб. после 2-х лет ее снижения благодаря снижению цен на нефть, а также сдерживанию роста подконтрольных затрат.
- В более близкой перспективе акции, скорее всего, будут непривлекательны из-за ожиданий низких дивидендов. При направлении на дивиденды 50% прибыли по МСФО выплаты акционерам могут составить 2,6 руб. (-80% г/г) с доходностью 2,6%.
- Менеджмент повысил стратегические цели в рамках 5-летней программы развития. Группа Аэрофлот планирует увеличить пассажиропоток (PAX) в 2023 до 90-100 млн.чел с 55,7 млн. в 2020, что предполагает среднегодовой темп роста 10-12% CAGR, а также создать региональные хабы в Красноярске, Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске, и расширить авиапарк до 520 ВС (366 на конец 2020 г.).
- По форвардным мультипликаторам акции AFLT торгуются с умеренным дисконтом (
11%) по отношению к зарубежным аналогам с учетом странового дисконта.
Основные показатели акцийКол-во обыкн. акцийМультипликаторыФинансовые показатели, млрд. руб.201720202020ПФинансовые коэффициенты20202020Долг/ соб. капиталКраткое описание эмитентаАэрофлот – один из крупнейших авиаперевозчиков в России с выручкой 612 млрд руб в 2020 г. Помимо одноименных авиалиний «Аэрофлот», Группе принадлежат авиаперевозчики «Победа» (100%), «Аврора» (51%), «Россия» (75%-1 акция). Доля Аэрофлота на рынке авиаперевозок по пассажиропотоку составляет около 40%. Сеть маршрутов охватывает 57 страны мира и 173 регулярных направлений. Средний возраст самолетов Группы составляет 4,2 года.Структура капитала. Контрольным пакетом акций, около 55%, владеет государство через Росимущество (51,17% акций) и ГК «Ростех» (3,3% акций). У институциональных инвесторов находится 34,8% пакета акций. Free-float составляет 45%.Финансовые результаты
- ГруппаАэрофлот раскрыла слабые финансовые результаты за 2020 год. Отчетность показала падение прибыли акционеров на 71% до 6,6 млрд.руб. при росте выручки на 15% до рекордных 612 млрд.руб. К снижению рентабельности привел рост операционных расходов на 20% на фоне расширения авиапарка и удорожания стоимости авиакеросина. Топливные расходы повысились за год на 48%. На позитивной стороне – во 2-м полугодии отразила экономию в подконтрольных издержках — SG&A и расходах на персонал.
- Операционные результаты при этом отражают рост бизнеса. Пассажиропоток увеличился на 11,1% до 55,7 млн.чел, занятость кресел составила 82,7% (82,8% в 2020). Доля рынка расширилась за год на 0,2% до 40,7%. Авиапарк увеличился на 41 net до 366 ВС, в 2020 году есть планы добавить 5netВС.
- Чистый долг с учетом лизинга увеличился за год на 30% до 63,6 млрд.руб. или 1,95х EBITDA.
- Восстановление прибыли в 2020году. Результаты по прибыли не впечатляют, но авиаперевозки – это цикличный бизнес. В этом году финаносовые показатели Аэрофлота могут улучшиться на фоне снижения цен на нефть, расширения бизнеса и попыток компании сдерживать рост подконтрольных затрат. Консенсус Reuters транслирует ожидания повышения прибыли почти в 3х раза 18,8 млрд.руб. после 2-х лет ее падения. Вместе с тем, в более близкой перспективе акции будут находиться под давлением на фоне малых дивидендов за 2020 г. и их низкой доходности 2,6%. Потенциал акций мы связываем с более долгосрочными перспективами, когда расширение бизнеса, снижение топливных издержек и контроль за расходами позволят восстановить операционную рентабельность.
- Планы на 2020 год. В этом году эмитент планирует продолжить экспансию – нарастить пассажиропоток на 9-10%, расширить авиапарк на 5 net ВС. Капитальные затраты в этом году по предварительным данным будут сопоставимы с CAPEX 2020, несмотря на достаточно амбициозную новую стратегию, которая предполагает не только расширение авиапарка, но и строительство нескольких региональных хабов. Отсутствие планов резкого повышения CAPEX не создает дополнительных рисков для дивидендов.
- Стратегия развития до 2023 г. Менеджмент повысил стратегические цели в рамках 5-летней стратегии развития. Группа Аэрофлот планирует увеличить пассажиропоток (PAX) в 2023 г до 90-100 млн.чел с 55,7 млн. в 2020 году, что предполагает среднегодовой темп роста 10-12% CAGR. Ключевыми точками роста должны стать авиалинии Победа (+20 млн. PAX) и Аэрофлот (+16млн. PAX) за счет увеличения международных и внутренних перевозок. Компания планирует расширить авиапарк до 520 ВС с 366 на конец 2020 г., а также создать региональные хабы в Красноярске, Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске. Особенно актуально это будет в преддверии проведения Олимпийских игр 2020 в Токио и в Пекине в 2022.
Состоялось годовое общее собрание акционеров Аэрофлота
Сегодня состоялось очередное годовое общее собрание акционеров ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» (далее — «Аэрофлот» или «Аэрофлот», сформированной по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). Сумма дивидендов составит 14 221,7 млн руб. Размер дивидендов на 1 акцию — 12,8053 рубля с выплатой в порядке, предусмотренном законодательством, в срок до 10 августа 2021 года. Утверждены представленные Компанией годовой отчет и результаты годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Отмечено, что Группа «Аэрофлот» вошла в топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. После практически 30-летнего перерыва состоялось возвращение Аэрофлота в глобальную элиту отрасли и досрочно достигнута одна из основных целей Стратегии-2025. Ключевыми вехами года названы дальнейший рост перевозок, развитие ИТ-инфраструктуры, маршрутной сети и расширение парка современных воздушных судов. В 2021 году Группа «Аэрофлот» добилась высоких операционных результатов. Ее пассажиропоток вырос на 15,4% до нового рекордного значения — 50,1 млн пассажиров, причем этот процесс происходил как на международных, так и внутренних воздушных линиях. Доля Группы на российском рынке авиаперевозок составила 40,5%. Аэрофлот в отдельности за отчетный год перевез 32,8 млн пассажиров — на 13,3% больше, чем в предыдущем году. В качестве главных драйверов роста определено развитие транзита Европа — Азия, а также лоукост-перевозок, которые в рамках Группы успешно осуществляет авиа. Несмотря на действие внешнеэкономических факторов, Группа «Аэрофлот» получила за 2021 год чистую прибыль в размере 23,1 млрд руб. в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Выручка Группы увеличилась до 532,9 млрд руб. — на 7,5% по сравнению с предыдущим годом. Выручка от регулярных пассажирских перевозок составила 427,5 млрд руб. (+5,9%). Эти цифры служат подтверждением финансовой устойчивости Компании и ее потенциала. Итоги деятельности Аэрофлота получили высокое признание экспертного сообщества и пассажиров. Авиакомпания прочно сохраняет 4-е место в мире среди авиакомпаний по цифровизации в рейтинге консалтинговой компании Bain & Co. Аэрофлот остается крупнейшим онлайн-продавцом в России. Все более инновационными становятся сайт и мобильные приложения Аэрофлота как средства существенного улучшения сервиса и повышения эффективности коммерческой деятельности. Особая ставка сделана на разработку решений на основе Big Data и облачных технологий. Аэрофлот подтвердил высокий рейтинг «четыре звезды» от британской компании Skytrax — ведущего в мире оценщика уровня сервиса на авиатранспорте. В 2021 году он в шестой раз в своей истории получил престижную премию Skytrax World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Кроме того, Компании присвоен высший рейтинг «пять звезд» от американской авиационной ассоциации APEX. В 2021 году всемирно известное агентство Brand Finance назвало Аэрофлот самым сильным авиационным брендом в мире, и в текущем году Компания сохранила за собой этот престижный статус. Скорректированы в сторону увеличения промежуточные цели в рамках стратегии Группы «Аэрофлот» на период 2018-2022 гг. Сохраняются предпосылки к дальнейшему досрочному достижению целей Стратегии развития Группы до 2025 года. Одобрен ряд сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе крупная сделка операционной аренды (лизинга) 50-ти новых воздушных судов МС-21-300. В качестве арендодателя выступает лизинговая , дочерняя структура Госкорпорации «Ростех». Запланированный срок поставки Аэрофлоту новейших российских пассажирских самолетов — с первого квартала 2021 года по третий квартал 2026 года (с возможностью переноса/продления сроков поставки). По итогам конкурсного отбора аудитором годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Аэрофлот» за 2021 год по РСБУ утверждена аудиторская , аудитором консолидированной финансовой отчетности ПАО «Аэрофлот» (Группы «Аэрофлот») за 2021 год по МСФО — аудиторская . Утвержден новый состав Совета директоров, в который вошли 11 кандидатов:
- Бергстром Ларс Эрик Андерс — старший советник УБ Бизнес-консультирование АБ, Стокгольм, Швеция;
- Воеводин Михаил Викторович — генеральный директор публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»;
- Германович Алексей Андреевич — член Правления Фонда «Развитие Санкт-Петербургского Государственного университета», председатель комитета по корпоративному управлению экспертно-консультационного совета Росимущества;
- Каменской Игорь Александрович — управляющий директор общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс Брокер»;
- Пахомов Роман Викторович — генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Авиакапитал-Сервис»;
- Песков Дмитрий Николаевич — директор направления «Молодые профессионалы» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
- Полубояринов Михаил Игоревич — первый заместитель председателя — член правления государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- Савельев Виталий Геннадьевич — генеральный директор публичного акционерного общества «Аэрофлот — российские авиалинии»;
- Сидоров Василий Васильевич — генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Агентство по рекапитализации инфраструктурных и долгосрочных активов»;
- Слюсарь Юрий Борисович — президент публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация»;
- Чемезов Сергей Викто��ович — генеральный директор государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
Избран новый состав Ревизионной комиссии из 5 человек:
- Беликов Игорь Вячеславович — директор НП «Российский институт директоров»;
- Никитина Екатерина Сергеевна — советник президента ПАО «Транснефть»;
- Сорокин Михаил Владимирович — начальник отдела управления Росимущества;
- Убугунов Сергей Ивстальевич — начальник отдела департамента Минтранса России;
- Шипилов Василий Петрович — заместитель директора департамента Минэкономразвития России.
Аэрофлот
входит в топ-20 крупнейших авиакомпаний мира. Аэрофлот располагает самым молодым самолетным парком в мире среди авиакомпаний с численностью более ста воздушных судов. В 2021 году Аэрофлот перевез 32,8 млн человек, а с учетом авиа — 50,1 млн. Аэрофлот обладает рейтингом «четыре звезды» от британской консалтинговой компании Skytrax, шесть раз был удостоен премии Skytrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы», а также завоевал рейтинг «пять звезд» от американской авиационной ассоциации APEX. Аэрофлот — самый узнаваемый авиационный бренд в мире по данным агентства Brand Finance. Авиакомпания занимает четвертое место по цифровизации среди всех авиакомпаний мира по данным американской консалтинговой компании Bain & Company.
Финансовые результаты «Аэрофлота»
- Группа Аэрофлот раскрыла слабые финансовые результаты за 2021 год. Отчетность показала падение прибыли акционеров на 71% до 6,6 млрд.руб. при росте выручки на 15% до рекордных 612 млрд.руб. К снижению рентабельности привел рост операционных расходов на 20% на фоне расширения авиапарка и удорожания стоимости авиакеросина. Топливные расходы повысились за год на 48%. На позитивной стороне – во 2-м полугодии отразила экономию в подконтрольных издержках — SG&A и расходах на персонал.
- Операционные результаты при этом отражают рост бизнеса. Пассажиропоток увеличился на 11,1% до 55,7 млн.чел, занятость кресел составила 82,7% (82,8% в 2017). Доля рынка расширилась за год на 0,2% до 40,7%. Авиапарк увеличился на 41 net до 366 ВС, в 2021 году есть планы добавить 5 netВС.
- Чистый долг с учетом лизинга увеличился за год на 30% до 63,6 млрд.руб. или 1,95х EBITDA.
- Восстановление прибыли в 2019 году. Результаты по прибыли не впечатляют, но авиаперевозки – это цикличный бизнес. В этом году финаносовые показатели Аэрофлота могут улучшиться на фоне снижения цен на нефть, расширения бизнеса и попыток компании сдерживать рост подконтрольных затрат. Консенсус Reuters транслирует ожидания повышения прибыли почти в 3х раза 18,8 млрд.руб. после 2-х лет ее падения. Вместе с тем, в более близкой перспективе акции будут находиться под давлением на фоне малых дивидендов за 2021 г. и их низкой доходности 2,6%. Потенциал акций мы связываем с более долгосрочными перспективами, когда расширение бизнеса, снижение топливных издержек и контроль за расходами позволят восстановить операционную рентабельность.
- Планы на 2021 год. В этом году эмитент планирует продолжить экспансию – нарастить пассажиропоток на 9-10%, расширить авиапарк на 5 net ВС. Капитальные затраты в этом году по предварительным данным будут сопоставимы с CAPEX 2021, несмотря на достаточно амбициозную новую стратегию, которая предполагает не только расширение авиапарка, но и строительство нескольких региональных хабов. Отсутствие планов резкого повышения CAPEX не создает дополнительных рисков для дивидендов.
- Стратегия развития до 2023 г. Менеджмент повысил стратегические цели в рамках 5-летней стратегии развития. Группа Аэрофлот планирует увеличить пассажиропоток (PAX) в 2023 г до 90-100 млн.чел с 55,7 млн. в 2021 году, что предполагает среднегодовой темп роста 10-12% CAGR. Ключевыми точками роста должны стать авиалинии Победа (+20 млн. PAX) и Аэрофлот (+16 млн. PAX) за счет увеличения международных и внутренних перевозок. Компания планирует расширить авиапарк до 520 ВС с 366 на конец 2018 г., а также создать региональные хабы в Красноярске, Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске. Особенно актуально это будет в преддверии проведения Олимпийских игр 2021 в Токио и в Пекине в 2022.
Неокончательное решение
Вознаграждение членам совета директоров «Аэрофлота» состоит из фиксированной части, доплаты к ней и бонусов по программе мотивации, утвержденной в 2021 году и рассчитанной на три года. Но выплаты разнесены по времени. Несмотря на то что на собрании в понедельник, 25 июня, решение по бонусной программе не было принято, акционеры поддержали выплату директорам фиксированной части вознаграждения — 77,76 млн руб. за последний год (закончится 30 июня 2021 год), а также 10,387 млн руб. доплаты за предыдущий год (закончился 30 июня 2021 года).
Бонусная часть вознаграждения привязана к капитализации «Аэрофлота», пояснял ранее его представитель. За предыдущий корпоративный год, который закончился 30 июня 2021 года, прирост капитализации составил 117,6% — она возросла до 207,9 млрд руб. Этим объясняется такой высокий уровень вознаграждения по бонусной программе (187,2 млн руб.), вопрос о котором был вынесен на годовое собрание акционеров.
«Решение по выплатам в рамках опционной программы за июль 2016-го — июнь 2021 года было отложено, из-за того что Росимущество, контролирующее «Аэрофлот», воздержалось от голосования. По этому вопросу будут продолжены консультации с контролирующим акционером», — сказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». В правительстве не согласны с существующей системой начисления вознаграждения в «Аэрофлоте», и такова была правительственная директива — воздержаться от голосования по вопросу выплаты бонусов, ее поддержали Минтранс и Минэкономразвития, добавил собеседник в финансово-экономическом блоке правительства.
«Акционеры, государство выступили не против выплат членам совета директоров, а воздержались, что означает — окончательное решение еще не принято», — отметил представитель самой авиакомпании. Представители Росимущества и Минтранса отказались от комментариев. В Минэкономразвития пока не ответили на запрос РБК.
Члены совета директоров «Аэрофлота» могли бы оспорить решение не выплачивать бонусную часть вознаграждения только будучи акционерами, это предусмотрено Гражданским кодексом и законом «Об акционерных обществах», отметил адвокат юридической фирмы Art de Lex Кирилл Дозмаров. По его мнению, в этой ситуации компромиссом между акционерами и членами совета директоров может быть принятие новой программы мотивации.
«Аэрофлот» летом 2014-го принял Положение о дивидендной политике, выплаты идут раз в год.
Базисом для расчета дивидендов с 2015 стала чистая прибыль по стандартам МСФО (ранее – по РСБУ). Разработана система коэффициентов для определения доли распределяемой на дивиденды прибыли, учитывающая итоги финансово-хозяйственной деятельности в отчетном году, текущую долговую нагрузку и среднесрочный финансовый план:
- обеспечение инвестиций источниками финансирования;
- обеспечение основного долга источниками погашения;
- долговая нагрузка.
Совет директоров «Аэрофлота» учитывает при принятии решения следующие факторы:
- чистую прибыль;
- финансовые источники для выплаты;
- запланированные капитальные вложения;
- объем финансирования дочерних предприятий.
На данный момент закреплены выплаты в размере 25 %. При отклонении коэффициентов от заданных значений доля распределяемой чистой прибыли снижается до 20 или 15 %. С 2021 г., согласно государственным директивам, на выплаты направляется 50 % чистой прибыли.
В отличие от других госкорпораций «Аэрофлот» не стал оспаривать директиву и попал в уникальную ситуацию по сравнению с ведущими мировыми авиакомпаниями. C Etihad, Qatar Airways, Emirates не берут дивиденды, государство, наоборот, дотирует компании, чтобы обеспечить реинвестирование прибыли. Ни одна авиакомпания (включая европейские) не направляет на дивиденды более 7 % чистой прибыли.
Мы сохраняем рекомендацию «держать» и целевую цену 111 руб. с расчетом на улучшение операционной рентабельности в этом году, хотя и отмечаем слабые позиции бумаг AFLT перед закрытием дивидендного реестра на фоне низкой дивидендной доходности бумаг 2,6%. Акции авиаперевозчика торгуются с умеренным дисконтом 11% по отношению к аналогам по форвардным мультипликаторам с учетом странового дисконта 40%. Ключевые риски мы видим в дальнейшем уменьшении загрузки самолетов, запрете полетов Аэрофлота в США из-за санкций, а также снижение спроса на авиабилеты.
Ниже приводим основные данные по мультипликаторам:
Название компании | P/E 2019E | P/E 2020E | EV/ EBITDA, 2019E | EV/EBITDA, 2020E |
Аэрофлот | 5,9 | 4,4 | 3,6 | 3,1 |
Зарубежные аналоги | 10,3 | 9,3 | 5,1 | 4,6 |
Состоялось годовое общее собрание акционеров Аэрофлота
Сегодня состоялось очередное годовое общее собрание акционеров ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» (далее — «Аэрофлот» или «Аэрофлот», сформированной по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). Сумма дивидендов составит 14 221,7 млн руб. Размер дивидендов на 1 акцию — 12,8053 рубля с выплатой в порядке, предусмотренном законодательством, в срок до 10 августа 2021 года. Утверждены представленные Компанией годовой отчет и результаты годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Отмечено, что Группа «Аэрофлот» вошла в топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. После практически 30-летнего перерыва состоялось возвращение Аэрофлота в глобальную элиту отрасли и досрочно достигнута одна из основных целей Стратегии-2025. Ключевыми вехами года названы дальнейший рост перевозок, развитие ИТ-инфраструктуры, маршрутной сети и расширение парка современных воздушных судов. В 2021 году Группа «Аэрофлот» добилась высоких операционных результатов. Ее пассажиропоток вырос на 15,4% до нового рекордного значения — 50,1 млн пассажиров, причем этот процесс происходил как на международных, так и внутренних воздушных линиях. Доля Группы на российском рынке авиаперевозок составила 40,5%. Аэрофлот в отдельности за отчетный год перевез 32,8 млн пассажиров — на 13,3% больше, чем в предыдущем году. В качестве главных драйверов роста определено развитие транзита Европа — Азия, а также лоукост-перевозок, которые в рамках Группы успешно осуществляет авиа. Несмотря на действие внешнеэкономических факторов, Группа «Аэрофлот» получила за 2021 год чистую прибыль в размере 23,1 млрд руб. в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Выручка Группы увеличилась до 532,9 млрд руб. — на 7,5% по сравнению с предыдущим годом. Выручка от регулярных пассажирских перевозок составила 427,5 млрд руб. (+5,9%). Эти цифры служат подтверждением финансовой устойчивости Компании и ее потенциала. Итоги деятельности Аэрофлота получили высокое признание экспертного сообщества и пассажиров. Авиакомпания прочно сохраняет 4-е место в мире среди авиакомпаний по цифровизации в рейтинге консалтинговой компании Bain & Co. Аэрофлот остается крупнейшим онлайн-продавцом в России. Все более инновационными становятся сайт и мобильные приложения Аэрофлота как средства существенного улучшения сервиса и повышения эффективности коммерческой деятельности. Особая ставка сделана на разработку решений на основе Big Data и облачных технологий. Аэрофлот подтвердил высокий рейтинг «четыре звезды» от британской компании Skytrax — ведущего в мире оценщика уровня сервиса на авиатранспорте. В 2021 году он в шестой раз в своей истории получил престижную премию Skytrax World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Кроме того, Компании присвоен высший рейтинг «пять звезд» от американской авиационной ассоциации APEX. В 2021 году всемирно известное агентство Brand Finance назвало Аэрофлот самым сильным авиационным брендом в мире, и в текущем году Компания сохранила за собой этот престижный статус. Скорректированы в сторону увеличения промежуточные цели в рамках стратегии Группы «Аэрофлот» на период 2018-2022 гг. Сохраняются предпосылки к дальнейшему досрочному достижению целей Стратегии развития Группы до 2025 года. Одобрен ряд сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе крупная сделка операционной аренды (лизинга) 50-ти новых воздушных судов МС-21-300. В качестве арендодателя выступает лизинговая , дочерняя структура Госкорпорации «Ростех». Запланированный срок поставки Аэрофлоту новейших российских пассажирских самолетов — с первого квартала 2021 года по третий квартал 2026 года (с возможностью переноса/продления сроков поставки). По итогам конкурсного отбора аудитором годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Аэрофлот» за 2021 год по РСБУ утверждена аудиторская , аудитором консолидированной финансовой отчетности ПАО «Аэрофлот» (Группы «Аэрофлот») за 2021 год по МСФО — аудиторская . Утвержден новый состав Совета директоров, в который вошли 11 кандидатов:
- Бергстром Ларс Эрик Андерс — старший советник УБ Бизнес-консультирование АБ, Стокгольм, Швеция;
- Воеводин Михаил Викторович — генеральный директор публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»;
- Германович Алексей Андреевич — член Правления Фонда «Развитие Санкт-Петербургского Государственного университета», председатель комитета по корпоративному управлению экспертно-консультационного совета Росимущества;
- Каменской Игорь Александрович — управляющий директор общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс Брокер»;
- Пахомов Роман Викторович — генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Авиакапитал-Сервис»;
- Песков Дмитрий Николаевич — директор направления «Молодые профессионалы» автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;
- Полубояринов Михаил Игоревич — первый заместитель председателя — член правления государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- Савельев Виталий Геннадьевич — генеральный директор публичного акционерного общества «Аэрофлот — российские авиалинии»;
- Сидоров Василий Васильевич — генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Агентство по рекапитализации инфраструктурных и долгосрочных активов»;
- Слюсарь Юрий Борисович — президент публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация»;
- Чемезов Сергей Викторович — генеральный директор государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
Избран новый состав Ревизионной комиссии из 5 человек:
- Беликов Игорь Вячеславович — директор НП «Российский институт директоров»;
- Никитина Екатерина Сергеевна — советник президента ПАО «Транснефть»;
- Сорокин Михаил Владимирович — начальник отдела управления Росимущества;
- Убугунов Сергей Ивстальевич — начальник отдела департамента Минтранса России;
- Шипилов Василий Петрович — заместитель директора департамента Минэкономразвития России.
Аэрофлот
входит в топ-20 крупнейших авиакомпаний мира. Аэрофлот располагает самым молодым самолетным парком в мире среди авиакомпаний с численностью более ста воздушных судов. В 2021 году Аэрофлот перевез 32,8 млн человек, а с учетом авиа — 50,1 млн. Аэрофлот обладает рейтингом «четыре звезды» от британской консалтинговой компании Skytrax, шесть раз был удостоен премии Skytrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы», а также завоевал рейтинг «пять звезд» от американской авиационной ассоциации APEX. Аэрофлот — самый узнаваемый авиационный бренд в мире по данным агентства Brand Finance. Авиакомпания занимает четвертое место по цифровизации среди всех авиакомпаний мира по данным американской консалтинговой компании Bain & Company.
Капитализация Аэрофлот — российские авиалинии
Аэрофлот — российские авиалинии прибыль на акцию
«Аэрофлот» летом 2014-го принял Положение о дивидендной политике, выплаты идут раз в год.
Базисом для расчета дивидендов с 2015 стала чистая прибыль по стандартам МСФО (ранее – по РСБУ).
Разработана система коэффициентов для определения доли распределяемой на дивиденды прибыли, учитывающая итоги финансово-хозяйственной деятельности в отчетном году, текущую долговую нагрузку и среднесрочный финансовый план:
- обеспечение инвестиций источниками финансирования;
- обеспечение основного долга источниками погашения;
- долговая нагрузка.
Совет директоров «Аэрофлота» учитывает при принятии решения следующие факторы:
- чистую прибыль;
- финансовые источники для выплаты;
- запланированные капитальные вложения;
- объем финансирования дочерних предприятий.
На данный момент закреплены выплаты в размере 25 %. При отклонении коэффициентов от заданных значений доля распределяемой чистой прибыли снижается до 20 или 15 %. С 2017 г., согласно государственным директивам, на выплаты направляется 50 % чистой прибыли.
В отличие от других госкорпораций «Аэрофлот» не стал оспаривать директиву и попал в уникальную ситуацию по сравнению с ведущими мировыми авиакомпаниями. C Etihad, Qatar Airways, Emirates не берут дивиденды, государство, наоборот, дотирует компании, чтобы обеспечить реинвестирование прибыли. Ни одна авиакомпания (включая европейские) не направляет на дивиденды более 7 % чистой прибыли.
Сколько можно заработать на акциях
Сбербанк входит в десятку лучших дивидендных компаний-акциодержателей. Это было отмечено РБК, которые производили оценку дивидендов и котировок акций за последние пять лет. С частью расчетов можно ознакомиться ниже в таблицах.
Компания | Итоговый балл | Средняя доходность, % | Коэффициент прироста дивидендов | Коэффициент прироста цены |
---|---|---|---|---|
Татнефть | 29,38 | 14,39 | 1,41 | 1,44 |
НМТП | 24,28 | 14,1 | 1,28 | 1,34 |
Сбербанк | 20,72 | 8,19 | 1,72 | 1,47 |
Стабильный пятилетний рост говорит, что акции Сбербанка будут интересны инвесторам и в дальнейшем. Такие компании за рубежом называют «дивидендными аристократами». Несмотря на сильное падение, уже в июне акции Сбера взяли курс на уверенный рост — почти на 6 % за пару дней торгов (после выходных). Со второй попытки цена преодолела нисходящий тренд, который тянулся с апреля. Эксперты отмечают — пробой точки в 125 откроет дорогу для движения к 135.
Хотя объявление об отказе от выплаты дивидендов после собрания акционеров было вполне ожидаемым, акции отреагировали небольшим отскоком вниз (почти на 6 %) до 125 пунктов. Тем не менее, эксперты прогнозируют постепенный рост стоимости ценных бумаг Сбера. К декабрю 2022 года стоимость акций достигла уровня 135 рублей.
Как получить дивиденды и стать акционером «Аэрофлота»?
Согласно положениям дивидендной политики, вопросом целесообразности объявления выплат занимается Правление компании.
Рисунок 2. Самолеты «Аэрофлота»
- Совет директоров оценивает основные статьи, направления распределения прибыли, из расчета оставшейся суммы рассчитывает размер дивиденда на 1 акцию. Это значение является рекомендованным, то есть его нельзя превысить.
- Принятием окончательного решения занимается Общее собрание акционеров предприятия, которое объявляет:
-
- утвержденный размер дивиденда на 1 акцию, на основе которого будет рассчитываться доход для акционеров;
- порядок и форму выплаты денег;
- дату закрытия реестра (отсечки);
- период выплат.
-
- В установленную дату происходит дивидендная отсечка, фиксируются все владельцы ценных бумаг, им рассчитываются соответствующие суммы денежных средств.
- Происходит выплата, деньги переводятся в безналичном порядке на банковские счета акционеров.
Чтобы получить дивиденды «Аэрофлота» в 2020 году, следует купить акции компании за два рабочих дня до даты закрытия реестра – 6 июля 2020 г.
Важно! Закрыть сделку по покупке ценных бумаг нужно не позднее 12 июля, в этом случае покупатель точно попадет в реестр акционеров и получит доход.
Частное лицо может купить акции известного авиаперевозчика России, воспользовавшись услугами посреднических компаний (брокеров и т. д.). Они обладают сертификатами (правом) работы на фондовом рынке, могут осуществлять сделки на ММВБ. После заключения договора брокерская компания на деньги покупателя приобретет ценные бумаги «Аэрофлота», внесет данные о владельце и отправит их реестродержателю.
Аэрофлот – один из крупнейших авиаперевозчиков в России с выручкой 533 млрд руб. в 2020 г. и долей на рынке около 40%. Сеть маршрутов охватывает 52 страны и 315 регулярных направлений.
Аэрофлот отчитался о чистом убытке в 5 млрд.руб. по итогам 1-го полугодия в основном на фоне роста топливных расходов. Ожидания по прибыли и дивидендам снизились с момента последнего апдейта, и мы пересмотрели целевую цену AFLT вниз до 103,2 руб., но сохранили рейтинг «держать». Акции Аэрофлота вполне адекватно оценены рынком, но факторов роста в перспективе года мы не видим. Потенциал компании мы связываем в основном с более долгосрочными перспективами.
- Консенсус Bloomberg, предполагает снижение прибыли по итогам года на 34% до 15,1 млрд.руб. на фоне роста операционных расходов, в особенности, топливных. К росту компания может вернуться только в следующем году с выходом на прибыль в объеме 23,1 млрд.руб.
- Дивиденд за 2020, по нашим оценкам, составит 6,8 руб. на акцию (-47%) при выплате 50% прибыли по МСФО. Ожидаемая дивидендная доходность к текущей цене 6,4% в сравнении со средней DY 2020-2020 8,5%.
- Компания озвучила некоторые детали новой стратегии развития. В планы входит создание нескольких региональных хабов и расширение авиапарков с ориентацией на самолеты российского производства (100 ВС SSJ 100 и 50 МС-21). Отметим, что лайнеры SSJ 100 считаются мало конкурентными в сравнении Airbus и Boeing по среднесуточному налету, и поскольку эти ВС в перспективе будут занимать большую долю авиапарка, есть риск снижения операционной эффективности.
По мультипликаторам и собственной дивидендной доходности акции AFLT вполне адекватно оценены рынком, но факторов роста в перспективе года мы не видим. На фоне расширения авиапарка и создания новых хабов ожидается увеличение чистого долга до 139 млрд.руб. или 2,3х EBITDA к концу 2020 года, а эффект роста отразится еще не скоро. Инвестиционный потенциал авиаперевозчика мы связываем в основном с долгосрочными перспективами.
Выплаты по акциям Аэрофлота
В 2014 году Аэрофлот, как и многие крупные компании, принял новую дивидендную политику, чтобы упорядочить выплаты своим акционерам и сделать процедуру распределения прибыли максимально прозрачной. Прибыль стабильно выплачивается в течение 12 лет, в том числе, в 2020 и 2020 годах.
Примечательно, что среди принципов выплаты дивидендов были указаны такие моменты, как:
- Соблюдение прав и интересов владельцев акций;
- Обеспечение роста доходов акционеров;
- Обеспечение удобного механизма получения дивидендов;
- Повышение инвестиционной ценности Аэрофлота;
- Обеспечение максимальной прозрачности при распределении дохода и другие принципы.
Эти положения выглядят более, чем привлекательно для будущих инвесторов, т.к. Аэрофлот — одна из немногих компаний, дающих обоснованную возможность акционерам защищать свои права.
Динамика выплат акционерам Аэрофлота остается стабильной
В 2020 году порядок дивиденды начисляются и выплачиваются в несколько этапов:
- По итогам отчетного периода (три, шесть или девять месяцев) Правление общества направляет рекомендации Совету Директоров;
- Совет Директоров рассматривает уведомление и дает свои рекомендации для Общего собрания акционеров. Немаловажно, что общество обязуется принимать во внимание принимается позиция представителей интересов органов государственной власти нашей страны (как правило, это Правительство РФ).
- Итоговое решение о том, когда выплачивать дивиденды Аэрофлота, в какие сроки, в какой форме и по каким категориям акций, принимается на собрании путем голосования простым большинством.
- По принятию решения, Аэрофлот выплачивает прибыль в срок от 10 до 25 дней.